Мотобольный "Колос": большая гордость маленького города

Фото - сайт мотобольного клуба Колос

23 сентября, впервые в своей истории, мотобольный клуб «Колос» из ставропольского городка Ипатово, стал чемпионом России.

В крупных муниципалитетах о футболе на мотоциклах мало кто знает. Другое дело - глубинка. Мотобол - один из немногих командных видов спорта в котором на лидирующих позициях находятся провинциальные команды. 

В чемпионате России участвуют всего 6 команд. Все они представляют небольшие города и села. Спонсорами в большинстве случаев являются агропредприятия.

Вообще мотобол — исключительно европейский вид спорта, за пределами Старого Света о нем вообще никто не слышал. Но и простые россияне часто не в курсе, что это за спорт такой. В общем, мы не больны мотоболом. А зря, ведь в отличии от того же футбола, мотоболисты постоянно радуют своих болельщиков яркими победами. 

Что такое мотобол cегодня, кто в него играет и как ипатовский «Колос» шёл к чемпионству — расскажу под катом...

Ипатово — чемпион!

На Ставрополье о мотоболе лучше всех знают жители города Ипатово. Именно там базируется клуб «Колос», который впервые стал чемпионом России. 

Ставропольский клуб всего на одно очко опередил своего принципиальнейшего соперника — «Металлург» из города Видное, что признавался чемпионом аж 22 раза. 

Болельщики отреагировали моментально. Сегодня в Ипатово, да и во всем крае — настоящий праздник!

Губернатор Владимиров также поздравил спортсменов в своем инста-аккаунте.

Для Ипатово мотобол — спорт №1. На стадион, вмещающий несколько тысяч человек, люди ходят как на праздник. 

Высокая посещаемость матчей связана ещё и с тем, что мотобол – практически единственное развлечение для местных жителей, но посмотреть там действительно есть на что. Ревущие моторы, столкновения, падения, красивые голы и вот теперь чемпионский статус – всё это заставляет людей приходить сюда снова и снова. 

Как правило, посмотреть на игру приходит две-три тысячи человек, и это с учётом того, что стоимость билета – 200 рублей. 

Кстати, многие ипатовцы приходят на матчи целыми семьями: ещё бы, в перерывах детворе разрешают выходить на поле, где они могут погонять мяч, прокатиться на мотоцикле и просто побегать и попрыгать.

Конечно, арене многого не хватает. Например, большой парковки, мачт освещения, более удобных сидений. Не помешала бы и плазменная панель. Ведь в сезоне-2019 «Колосу» принимать гостей в статусе чемпиона.


Еще 20 лет назад на месте мотобольного поля было заброшенное поле.  В девяностых городу Ипатово было не до мотобола, хотя еще в конце 1980-х здесь проходили матчи международного уровня. Тем не менее, «Колос» возродили буквально с нуля, на энтузиазме, на морально-волевых. 

Сегодня игроки мотобольной команды в Ипатово — местные звезды. И топовый из них — играющий тренер, главный бомбардир и душа команды Сергей Крошка

Тут надо отметить, что мотоболисты в Ипатово — профессиональные спортсмены. Бюджет клуба это позволяет. То есть они играют не только в сезон, но и после его окончания. В межсезонье мотоболисты занимаются в тренажерном зале, готовят мотоциклы, в общем — всячески поддерживают форму. 

Что такое мотобол?

Многим может показаться, что мотобол – это тот же футбол, только на мотоциклах. На самом деле в правилах есть что-то и от футбола, и от хоккея, и даже от баскетбола.

На поле находятся четыре игрока плюс вратарь. Есть угловые, а также 11-метровые и 16-метровые штрафные удары. Центр поля можно пройти только через пас. Кроме того, есть удаления: зелёная карточка – на две минуты, жёлтая – на пять, а красная – на 15 с последующей заменой, – рассказывает лидер ипатовского клуба Сергей Крошка.  

Покрытие мотобольного поля обычно гаревое, допускаются также травяное или тартановое покрытие. Размеры поля идентичны с футбольными, разве что покрытие поля гаревое: длина — 85-110 м, ширина — 45-85 м. Размеры ворот: ширина — 732 см, высота — 244 см. Мяч: длина окружности — 119—126 см, вес — 900—1500 г. Вес мотоцикла — 100 кг.

По травмоопасности мотобол сопоставим с хоккеем: cлучаются переломы, ушибы, сотрясения. 

Особенные байки и амуниция

Изначально для игры в мотобол использовали обычные мотоциклы европейских производителей. 

Но техника игры росла, поэтому французы еще в 30-е годы додумались закрепить на раме байка специальные дуги (бугели), помогающие удерживать мяч прижатым к мотоциклу во время движения. Это изобретение стало первым шагом в эволюции "стандартного" мотоцикла в современную мотобольную машину. 

К примеру, в СССР в конце 1960-х советский "Завод им. Дегтярева" производил мотоцикл "Ковровец". На постсоветском пространстве пытались наладить выпуск "мотоболок" на Минском "Мотовелозаводе", но дальше испытаний дело так и не пошло. Сейчас технику для мотобола производят в Европе. 

В комплект стандартной экипировки мотоболиста входят майка, штаны, перчатки, наколенники, шлем. Обувь игрока представляет собой шнурованный ботинок из толстой 3-4 миллиметровой кожи и прочным носком на высокой (8-10 миллиметров) подошве. Краги мотоболиста - это толстый цельный кусок кожи, который обвивается вокруг голени ноги и защищает кость от ударов. Таким образом, ноги спортсмена надежно защищены, а ступня может свободно двигаться.

Амуницию также чаще всего изготавливают в ЕС, но наши умельцы нередко делают намного дешевле и качественнее. 

Например, как мне рассказали местные, в селе Октябрьское Ипатовского округа живет мастер, который великолепно шьет специальную обувь для мотоболистов. В целом же, комплект одежды вместе с мотоциклом для одного игрока обойдется в сумму порядка 9000-10000 евро. То есть, мотобол, удовольствие не из дешёвых. 

Байк, подготовленный для мотобола, обладает более короткой базой и меньшим углом наклона рулевой колонки. Второе отличие в КПП. Две передачи против пяти позволяют использовать мощность двигателя во всем диапазоне оборотов.

Немного мотобольной истории

В начале 60-х мотобольный бум охватил Европу и Советский Союз. В мотобол начали играть сотни команд. Матчи проходили на центральных стадионах — в Лужниках и на "Динамо", транслировались по телевидению, их комментировал легендарный Вадим Синявский, а некоторые судил даже сам Юрий Гагарин.

По инициативе журнала "За Рулем" в 1963 году были организованы первые официальные соревнования, в которых приняло участие 12 команд. Чемпионат СССР дебютировал в 1965 году. В борьбу вступили 15 команд. Первыми чемпионами СССР стали спортсмены команды "Комета" из города Элиста.   

Мотобол как вид спорта возник во Франции в 1930 году. К 1936 году были созданы клубы в Бельгии, Голландии, Германии, Италии. В СССР в 1937 году мотобольный клуб основали студенты-энтузиасты из Московского института физкультуры и спорта. 

Во времена расцвета мотобола в СССР честь Ставропольского края защищали «Спутник» из села Октябрьского, невинномысский «Кавказ», александровский «Алмаз» и зеленокумская «Молния», ставшая одной из сильнейших команд Европы. 

В Советском Союзе в 1960 – 1980 годы мотобол был, пожалуй, одним из самых востребованных технических видов спорта. Только на Ставрополье в первенстве края участвовало до 40 команд. 

Сейчас в странах бывшего СССР о мотоболе и вовсе позабыли. То же можно сказать и о Болгарии, Бельгии, Англии и Испании. Зато в Германии и Франции, как и в прежние годы, десятки команд борются за чемпионское звание, разыгрываются юношеские чемпионаты. В силу того, что мотобол никогда не выходил за пределы Европы, чемпионаты мира никогда не проводились. А главным мотобольным турниром является чемпионат Европы, проводимый ежегодно среди 7 сборных: России, Франции, Германии, Беларуси, Украины, Голландии и Литвы. 

Кстати, в этом году чемпионат Европы проходил в России, в городе Ковров. И победу одержали наши мотоболисты!

Три представителя ипатовского «Колоса»: Алексей Молодушко, Сергей Крошка и Николай Облап, стали победителями 32-го чемпионата Европы по мотоболу. На групповом этапе наши соотечественники взяли верх над французами – 2:0, затем с трудом одолели немцев – 6:5, а также разгромили соперников из Нидерландов – 8:1, Беларуси – 9:1, и Литвы – 13:1.

В полуфинале россияне выбили из борьбы за золото оппонентов из Германии- 7:3, а в решающем противостоянии сокрушили французов – 5:0, и забрали чемпионские лавры в 19-й раз в своей истории. 

Играть некому или трудности мотобола

Количество клубов в российском чемпионате за последние годы сократилось на 50%. Проблем хватает и не все они так или иначе связаны с финансированием. Очевидно, что будь мотобол более популярен в крупных городах, нашлось гораздо больше спонсоров.


Главная трудность – это финансирование. Его не хватает, поэтому большая часть клубов выживает. В среднем 50 процентов из них более-менее финансируются, а 50 процентов – слабо. Проблем с этим нет у «Металлурга», «Агрокомплекса» и у нас. Нам хватает резины, бензина, запчастей, всего, что необходимо. Именно за счёт этого мы можем показывать результат, – отмечает Сергей Крошка.

– Сейчас ещё почему мало команд стало – нет подрастающего поколения, потому что для этого тоже нужно финансирование, – подхватывает игрок «Колоса» Алексей Молодушко. – У нас, к примеру, 3 команды: детская, средняя и взрослая. А у других только взрослая. И получается так, что финансы есть, а играть некому.

Основные спонсоры ипатовского «Колоса» – министерство спорта края и местные сельхозпредприятия. Последние, по признанию спортсменов, люди-энтузиасты, которые любят мотобол и часто отправляются с командой в другие города. Благодаря им и удалось сохранить в Ипатово этот вид спорта.

Наши чемпионы!

МОЛОДУШКО Алексей, КУЦЕВАЛОВ Кирилл, БОБРОВ Даниил, ТЕРЯЕВ Руслан, КРОШКА Сергей, КРАСНИКОВ Виктор, БОГДАНЕЦ Анатолий, ЛЕМЕШЕВСКИЙ Вячеслав, ПЕРЕКА Артемий, ОБЛАП Николай, ХАЛИН Семён, ПЕЛИХОВ Игорь, БОНДАРЕНКО Александр. 

Президент клуба Александр Еременко, механик клуба Алексей Чубенко, врач команды Борис Потемкин. Поддержку клубу оказывали министерство спорта Ставропольского края и спонсоры: Иван Сподин (СПК «Кировский»), Иван Алексеенко и Султан Курбанов.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.