"Кавминводыавиа": взлет и посадка одного монополиста

Источник - Большой ставропольский канал

В 1990-е годы на обломках некогда единого «Аэрофлота» образовались сразу несколько десятков авиакомпаний. Не стал исключением и Ставропольский край. 

Здесь после развала Советского Союза появились сразу два авиаперевозчика: «Ставропольская акционерная авиакомпания», основанная на базе Ставропольского авиаотряда, и «Кавминводыавиа»: соответственно, на базе минераловодского авиаотряда.

В отличие от «Ставропольской акционерной авиакомпании», «КМВ-авиа» не была приватизирована и получила статус государственного унитарного авиапредприятия. На момент основания в её парке находились 8 самолётов Ту-154 и 4 Ту-134: всего 12 бортов. Уже к началу 2000-х флот «Кавминводыавиа» вырос до 22 самолётов, в число которых вошли и два новейших по тем временам лайнера Ту-204

С ливреей особо не мудрствовали: взяли за основу советскую ливрею «Аэрофлота», на фюзеляжи самолётов нанесли буквы KMV и надписи «Кавказские Минеральные Воды». Кили самолётов украсили гербом региона КМВ – орлом, терзающим змею...

Российская география полётов «КМВ-авиа», помимо обязательных Москвы и Санкт-Петербурга, включала Екатеринбург, Нижневартовск, Новокузнецк, Новосибирск, Норильск, Ноябрьск, Хабаровск, Сургут, Иркутск, Омск, Красноярск и Мурманск. 

Заграничные направления были представлены Баку, Ереваном, Салониками, Алеппо, Стамбулом, Шарм-Эль-Шейхом и Хургадой. Помимо регулярных рейсов из Минеральных Вод, «Кавминводыавиа» выполняла также чартерные перелёты из Москвыв Чехию, Австрию, Болгарию, Черногорию, Грецию, Германию, Египет, Турцию, Хорватию.

Долгое время «Кавминводыавиа» выступала единственным связующим звеном между Северным Кавказом и Дальним Востоком. Самолёты совершали рейсы из Минеральных Вод в Хабаровск с дозаправкой в одном из трёх крупнейших городов Сибири: Новосибирске, Красноярске или Иркутске. Одним из самых протяжённых рейсов авиакомпании выполнялся по маршруту Анапа – Минеральные Воды – Красноярск – Хабаровск. Общая протяжённость этого рейса превышала 7100 километров

За всё время существования у «Кавминводыавиа» не было серьёзных авиапроисшествий. Несмотря на это авиакомпания периодически сталкивалась с неполадками при эксплуатации самолётов Ту-204. 

Самый крупный подобный инцидент произошёл в апреле 2005 года, когда Ту-204, летевший из Шарм-Эль-Шейха в Москву, резко перешёл в снижение, за считанные секунды потеряв 500 метров высоты. Несколько человек получили травмы, погибших не было.
 

В середине 2000-х годов взлётно-посадочная полоса аэропорта Минеральных Вод начала приходить в негодность. Состояние «бетонки» представляло угрозу для самолётов с низкорасположенными двигателями. В то же время именно на такие самолёты (семейства Boeing 737 и Airbus A320) начало переходить большинство российских авиакомпаний. 

«Кавминводыавиа» и не думали отказываться от советской авиатехники, продолжая летать на Ту-154, для которых состояние ВПП большой роли не играло. В итоге ряд авиаперевозчиков отказался от полётов в Минеральные Воды, что позволило «КМВ-авиа» стать монополистом на отдельных направлениях.

В 2011 году в аэропорту Минеральных Вод было завершено строительство новой ВПП, которое велось с 2006 года. Туда начали возвращаться крупные авиакомпании и на фоне установившейся конкуренции позиции «Кавминводыавиа» пошатнулись. 


К началу 2010-х «Кавмиводыавиа» входила в число российских авиакомпаний с самым старым парком. Ещё летом 2007 года ей запретили полёты в страны Евросоюза. Самолёты перевозчика не соответствовали европейским требованиям безопасности, экологичности и уровню производимого шума. Спустя полгода запрет был снят, но с ограничениями – к полётам в Европу допустили только пять самолётов авиакомпании
 

Основу парка у «КМВ-авиа» составляли самолёты Ту-154, чей средний возраст подбирался к 15 годам. Кроме того, «тушки» проигрывали в экономичности «Эйрбасам» и «Боингам». На фоне этого руководство авиакомпании задумалось об обновлении флота и остановило свой выбор на лайнерах Airbus A320. 

Весной 2011 года экипажи и наземный персонал компании прошли переучивание на этот тип воздушных судов. Первый A320 в «КМВ-авиа» рассчитывали получить уже к маю-июню того же года, однако позже сроки сдвинулись на июль, потом на август. Получить новые самолёты «Кавминводыавиа» так и не успели. Перевозчик столкнулся с маховиком реорганизаций авиаперевозок, уже несколько лет раскручивающимся по всей России. 


Объединение крупнейшей авиакомпании Северного Кавказа с рядом региональных перевозчиков, находящихся на балансе «Ростехнологий», планировалось ещё с 2009 года. Новая компания даже успела получить название – «Росавиа», однако на этом её история и закончилась. В 2010 году «Росавиа» была признана банкротом, активы перешли крупнейшей «Аэрофлоту».


Тот, в свою очередь, решил действовать по такой же схеме и приступил к созданию авиакомпании «Россия», куда помимо одноименного перевозчика из Санкт-Петербурга должны были войти также «Оренбургские авиалинии» и «Донавиа». Последняя была южной «дочкой» «Аэрофлота» и выполняла рейсы из Ростовской области, Кубани и Ставрополья. Именно с «Донавиа» и предполагалось объединить «Кавминводывавиа».


Однако и этого не случилось. В сентябре 2011 года Росавиация начала массовые проверки небольших авиаперевозчиков, вызванные крушением Як-42 в Ярославле. Под раздачу попала и «Кавминводыавиа». 

В Росавиации сочли, что текущее финансовое положение компании не позволяет ей гарантировать безопасность полётов. 28 сентября 2011 года сертификат эксплуатанта был аннулирован и «КМВ-авиа» прекратила полёты


На этом закончилась история последней ставропольской авиакомпании. Старые Ту-154 быстро распилили на металлолом, а два Ту-204 должны были перейти к Red Wings. В 2012 году самолёты перелетели в Жуковский, где по сей день остаются на хранении.

Сейчас из Минеральных Вод ежедневно выполняется до трёх десятков авиарейсов. Сюда летают почти все российские авиакомпании и ряд зарубежных перевозчиков из Азербайджана, Армении, Узбекистана, Турции, Греции, ОАЭ, Казахстана.


Но следы «Кавминводыавиа» всё ещё можно найти в аэропорту. На дальних стоянках доживает свои дни один из самых старых Ту-154 в России. Именно этот самолёт, по иронии судьбы носящий имя «Ставрополье», до сих пор напоминает о тех годах, когда у Кавказских Минеральных Вод была своя авиакомпания.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.