От "Миньона" до Ideal Polyglot и "Ласточки"

Источник - Большой ставропольский канал

Чтобы не допустить ошибок, мы частенько проговариваем вслух то, что хотим написать. Но ошибку на компьютере стереть легко. А вот лист из-под печатной машинки придётся выбросить…

23 июня прародителю компьютерной клавиатуры исполняется 150 лет. Первая печатная машинка была изобретена в 1868 году Кристофером Шоулзом. Он оформил патент, но позднее передал права на изготовление Филу Ремингтону. Спустя пять лет тот выпустил свой первый аппарат – «Ремингтон №1».

Таких машинок было выпущено всего 5000 экземпляров, часть из которых дожили до наших времён и разбросаны по музеям и частным коллекциям во всём мире.

Время шло, и устройство печати становилось всё совершеннее. Печатная машинка стала активно использоваться среди машинистов, писателей, журналистов и тех, кто предпочёл такую машинку перу, ручке, карандашу…

Но удовольствие это было не из дешёвых, – рассказал младший сотрудник отдела этнографии в Ставропольском государственном музее-заповеднике Виктор Бабенко.

– Виктор Дмитриевич, что за экспонаты хранятся в ставропольском музее?

Один из них – печатная машинка «Ремингтон». Этот бренд появился во второй половине XIX века, и стал первым, кто начал производить печатные машинки. Эта компания также занималась производством орудий для сельского хозяйства и различных механизмов.

Их самый первый опытный образец был выпущен небольшим тиражом, и тогда же была разработана технология QWERTY, которую мы знаем по современным компьютерным клавиатурам. Она появилась в результате многочисленных опытов. Некоторые буквы используются реже, некоторые чаще, и вот так был предложен оптимальный вариант расположения клавиш.

Примечательно, что одним из первых покупателей «Ремингтон №1» был сам Марк Твен. На ней же он написал своё произведение «Приключения Тома Сойера». Кстати, машинистки, которые работали на машинках этого бренда, назывались тогда «ремингтонистками»

У нас конкретно стоит русифицированная версия машинки не слишком древнего образца. На ней изменена раскладка клавиатуры. В её обыкновенном варианте был установлен латинский алфавит, а перевод на русскую клавиатуру требовал больших усилий и затрат. Машинка полностью перебиралась, и вместо некоторых знаков препинания на ней устанавливались буквы кириллицы. Их, как известно, больше, чем латинских. Заменялись, разумеется, не только клавиши, но и литеры.

– Какие ещё бренды производили такую технику?

Среди наших экспонатов можно обнаружить машинки Ideal Polyglot №2 и Imperial.

Первая – немецкого производства, с большим количеством роскошных элементов отделки, хотя представляла собой лишь обычную машинку. Она досталась музею в 1993 году. По данным владельца, ею пользовались в белогвардейском штабе Новочеркасска до 1920 года.

Вторая – с неизвестной историей. Она, как и многие, подверглась русификации, и латинский алфавит был заменён на кириллицу. Но примечательна она тем, что закреплена на особом поддоне, который был частью футляра. Эта машинка небольшого размера и её можно было легко носить с собой в таком чемоданчике. Машинку в футляр можно было установить самому, но часто это была и заводская комплектация.

– А у нас, в Советском Союзе изготавливались машинки?

Не сразу. Производство их началось после Великой Отечественной войны, и первым нашим продуктом была портативная печатная машинка «Москва». Её устройство едва ли отличалось от аналогов.

Конкретно эта машинка, стоящая у нас, досталась музею в 2003 году от Ставропольского центра научно-технической информации.

Помимо классического варианта у нас ещё изготавливались машинки, набивающие на бумаге шрифт Брайля. Чтобы набрать на ней определённое слово, нужно зажать одновременно несколько клавиш, чтобы образовалась комбинация.

Такой машинкой была «Ласточка». Данный экземпляр принадлежал Анатолию Ивановичу Лопырину – советскому учёному-животноводу. Он лишился зрения на войне, и с этой машинкой он работал в НИИ овцеводства. Учёный умер в Ставрополе в 1970 году.

Какой-нибудь из экспонатов ещё может удивить работоспособностью?

Запросто. Самая, так скажем, молодая из наших машинок – это машинка Unis. Она принадлежала Виктору Бабенко – работнику краевого радио и главному редактору краевой студии телевидения Ставрополя.

Она имеет практически те же самые функции, только не такая громоздкая и выглядит не так старомодно. Она исправна и до сих пор хорошо работает.

– А были ли эксперименты с технологиями ввода текста?

Не слишком много, но изобретатели старались и в эту систему ввести новшества. У нас есть такая машинка, она называется «Миньонъ». Она устроена таким образом, что на панель с буквами направлялся стержень, и когда он касался нужного символа, он отражался потом на бумаге. Также у него есть две клавиши, одна из которых – пробел, а другая – для заглавных букв.

Это был своего рода эксперимент на грани. Такой вариант немногим понравился, но, были и те, кто счёл это более удобным типом машинки.

– Являлась ли печатная машинка роскошью?

В государственные структуры машинки закупались на бюджетные деньги. Но удовольствие это было не из дешёвых, поэтому крестьяне и рабочие её себе позволить не могли. Она, наверное, не слишком и нужна была им

Что касается стоимости. Поскольку это была довольно технологичная вещь, цена у неё была высокая. За печатную машинку «Москва» в 1985 году нужно было отдать 120 рублей, а за импортную «Роботрон» – и все 185.

Последняя печатная машинка официально выпущена на заводе компании Brother в 2012 году. В век компьютерных технологий эта вещь уже не нужна. Купить такую могли бы или коллекционеры-любители, или те, кто не хочет осваивать компьютер

До сих пор некоторые компании могут изготовить машинку на заказ – но это по желанию. Наверное, это значит, что печатные машинки ещё не канули в небытие и где-то действительно используются.

Текст - Ярослав Лапин


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.