postav (stav26) wrote,
postav
stav26

Cтаврополь-2027: самый благоустроенный город



В далёком 2015-м Ставрополь впервые отмечен на всероссийском уровне как наиболее благоустроенный город России. Тогда многие жители отнеслись к этому скептически, ведь в глубине души каждый понимал – город хорош, но бывает и лучше. Теперь сомнений нет – мы круче всех.

Переломным моментом стал 240-летний юбилей. Местные власти и жители решили, что так дальше нельзя. Любимый город надо спасать, вытаскивать за уши из болота инфраструктурных проблем. Южный темперамент, госпожа Удача и трудолюбие сделали дело. За 10 лет Град Креста преобразился до неузнаваемости...




Ключевым фактором развития, вместо прежней ставки на торговлю и строительство жилья, стала промышленность. Ставрополь выбрал путь реиндустриализации. Первая ласточка - автозавод под Михайловском. Дальше – больше.



Когда авторынок начал подниматься со дна, китайцы сделали Ставрополь плацдармом для наступления на отечественного автолюбителя. Налоговые преференции, помощь с подключением к сетям взамен на инвестиции – так и завертелось! Десятки сборочных цехов, сотни моделей авто из Поднебесной c биркой made in Stavropol, тысячи и тысячи новых рабочих мест накормили местный бюджет.

Территория вдоль ростовской трассы, от улицы Коломийцева до Михайловска, теперь похожа на один гигантский автозавод.  В город вернулось производство прицепной и спецтехники для аграриев, а за ним и масштабные проекты по переработке сельхозпродукции. Ставрополь повторил судьбу тезки на Волге, когда из маленького городка вырос промышленный гигант Тольятти.




Не отстает и высокотехнологичный сегмент. Компания “Монокристалл” стала мировым лидером на рынке искусственных сапфиров. Кроме того, крупные работодатели в городе - предприятия оборонки, строительные компании и производители стройматериалов, фарминдустрия, агрохолдинги. А на месте не вписавшихся в новые реалии заводов теперь принято разбивать впечатляющих размеров теплицы.

Пригодились и разработки местных учёных. Знаменитые ставропольские ветра начали приносить пользу. По периметру города, в продуваемых местах установлены гигантские ветрогенераторы, которые соединены между собой в единую сеть. Плюс к этому неподалёку от села Надежда работает солнечная электростанция.  Теперь новые коттеджные поселки, малые и средние производства обеспечены энергией, а тарифы на электричество в городе удается держать на приемлемом уровне.

В город вернулись банки, сюда потянулись серьезные инвестиции и рабочие руки, малый бизнес получил подряды на производство автокомплектующих и оказание сопутствующих услуг. Началось возрождение профтехобразования. Армия студентов больше не стремится уехать в Москву или Краснодар – и работы, и развлечений хватает.

Сначала Ставрополь негласно называли столицей Северного Кавказа, а недавно он официально примерил на себя корону – в город переехал полпред президента по СКФО. Наглядным свидетельством процветания муниципалитета стало строительство на месте бывшего автобусного парка 42-этажного небоскреба “Южный Крест” с вертолетной площадкой на крыше. Теперь здесь центр деловой жизни города.




Ну а душой остается Крепостная горка. 100-метровая звонница Казанского собора, подсветку которой не выключают даже глубокой ночью – символ величия Града Креста. Еще одна новая архитектурная доминанта – 30-метровый памятник князю Владимиру на одноименном проспекте.

Бюджет перестал быть единственным источником благосостояния, в городе появилась Работа, а Бизнес поднял голову.  Это позволило подтянуть уровень жизни горожан, который уже превысил краснодарский и ростовский. Ашан, Мега, Леруа Мерлен, Икея и прочие бренды-символы процветающей культуры потребления прочно прописались в Ставрополе. И даже компания “Тесла” свой первый на Кавказе официальный дилерский центр открыла именно в нашем городе.

После присоединения так и не выросшего из деревни в городок Михайловска, Ставрополь подрос количественно. Население практически удвоилось и составляет 750 тысяч человек, что дало новый виток жилищному строительству – еще одному драйверу роста экономики.

Новые ставропольцы преимущественно живут в обеспеченных необходимой социально-бытовой инфраструктурой районах. Это “Гармония” на севере, простирающийся до хутора Грушевый “Перспективный” на юго-западе и “Дёминский” на юго-востоке. Школы, детсады, стадионы, торговые центры, поликлиники и многоуровневые паркинги – с учётом горьких ошибок прошлого, всё это строилось не после, а одновременно с жилыми массивами.

Наличие доступных китайских машин под боком взвинтило темпы автомобилизации. Город пошёл на решительные меры. Градостроительный совет утвердил новый тип планировки многоэтажных жилых домов. Теперь он похожи на квадраты с закрытыми дворами, на которых располагаются детские площадки. Автомобили жильцов и гостей размещаются либо по периметру здания, либо на подземной парковке.




Кстати, застройщики строят жилье из расчета 2 парковочных места на одну квартиру. Буквально каждый клочок непригодной для обустройства зон отдыха земли используется под парковку. На месте старых советских домов, заводов, пустующих торговых центров строятся многоуровневые паркинги. Там, где возвести большую стоянку не представляется возможным, можно увидеть небольшие двухэтажные парковки, прямо как в Токио.

Но основным сдерживающим пробки фактором стал местный закон, разрешающий регистрацию нового авто лишь тем собственникам, кто может подтвердить наличие свободного парковочного места. Нет парковки – нет машины! Парковка во дворах, как и на улицах города, стоит денег. Такова плата за прогресс и возможность передвигаться по городу почти без пробок.

Решена и другая проблема – доставка жителей из спальных районов к месту работы и учебы. Здесь на помощь опять-таки пришли китайцы с опытом дорожного строительства. Единственным способом сохранить зеленые насаждения и существующую застройку стало возведение эстакад. Дороги подняли на новый уровень! Они протянулись из каждого спального района к центру, постепенно соединившись в кольцо, в народе называемое СКАДом.




Построен дублер проспекта Кулакова. Дорога идет над автозаводами и Русским лесом к новым кварталам в районе аэропорта ДОСААФ. Чтобы соединить юг с центром альтернативным старым магистралям путем, построена эстакада над Мамайским лесом.

На эстакадах по одной полосе в каждом направлении выделено для общественного транспорта. Чтобы автобусам не мешали другие участники движения, полоса для них отделена высоким бордюром. Таким образом, автобус не стоит в пробках, по сути, это надземное метро. Из Пелагиады до хутора Грушевого пассажиры доезжают за 15 минут.

Помнится, когда-то троллейбусный парк практически обесточили, а мафия маршрутчиков терроризировала город. Волевым решением роль маршрутных такси сведена к вспомогательной – на пригородных направлениях. А город выручили… нет, даже не троллейбусы, а новый вид транспорта – электробусы.

Город закупал все больше и больше юрких и вместительных белорусских машин, способных работать без контактной сети, ведь подзарядка производится на конечных остановочных пунктах. Общественный транспорт работает как часы, с минимальными интервалами, с 5 утра до 11 вечера. Электробусы почти всегда загружены пассажирами.




Радикальным шагом стало использование особенностей рельефа в центре города. Началось строительство канатной дороги, соединяющий центр Ставрополя со спальными районами. На воздушной набережной, у памятника Солдату, построена посадочная станция. Здесь пассажиры входят в кабинки, вмещающие по 40 человек, и отправляются в нижнюю часть города.

Первый маршрут идет с остановкой на Комсомольском озере, а заканчивается на улице Васякина. Второй маршрут тянется до улицы Пригородной, к старому микрорайону “Радуга”. От желающих за 10 минут добраться из центра до дома нет отбоя. Стабильный пассажиропоток  вкупе с туристким трафиком уже окупил затраты на строительство канатки.

Альтернатива электробусу и личному авто в Ставрополе - велосипед. Весь город опутан велодорожками, у каждого офиса теперь парковки для байков, в городе полно точек велопроката. Компании стимулируют сотрудников, использующих велосипеды, различными бонусами.

Исторический центр в своё время буквально спас полный запрет на любое новое строительство, за исключением социальных объектов. В город потянулись туристы, после того как старый центр, названный “Купеческий Ставрополь”, сделали пешеходным по выходным дням. Теперь здесь нет административных учреждений и рынков – только театры, кафе, парк и скверы, модные бутики и торговые центры.

Стадион “Динамо” перенесли на юг города, а на его месте построена огромная многоэтажная парковка. Кстати, в этом сезоне динамовцы, которых спонсируют автопроизводители, впервые за 33 года сыграют в российской футбольной Премьер-Лиге.

Теперь в Ставрополе развлечений хватает. Чего стоят не имеющий аналогов парк развлечений на воде “Сказочный порт в долине замков”, колесо обозрения высотой 70 метров в парке Победы и суперсовременный Ледовый дворец, где регулярно проходят шоу с участием звезд фигурного катания. Центр культурной жизни города – площадка на месте бывшего кинотеатра “Экран”, буквально каждый день здесь идут различные постановки, арт-тусовки, концерты.




Популярностью пользуются хоррор-квесты в отреставрированном Доме приведений на Комсомольской. По вечерам всегда много людей у большого светомузыкального фонтана на Крепостной горке, который часто сравнивают с сочинским. Также полно народа в крупнейшем на Кавказе аквапарке и музейном комплексе “Россия. Моя история”. Ну и Татарское городище, в котором с помощью 3D-технологий воссозданы постройки тысячелетней давности, неизменно привлекает внимание жителей и гостей города.

Нынче среди россиян в моде трехдневные туры на Северный Кавказ. Первым делом они прилетают в Ставрополь, потом посещают КМВ, Домбай или Эльбрус, а далее по новой трассе прямиком через горы отправляются в сочинскую Красную Поляну. Ну а РЖД сейчас изучает возможность запуска аэроэкспресса из воздушной гавани Ставрополя на старый городской железнодорожный вокзал. Кроме того, обсуждаются перспективы восстановления легендарной “Туапсинки” – участка от краевого центра до Армавира.

Забота об экологии, с учетом роста промышленных выбросов, стала основой политики муниципалитета. Ставрополь вернул себе знание самого зеленого города России. Спил или повреждение даже одного дерева приравниваются к ЧП городского масштаба и наказываются огромными штрафами:



Не меньшее внимание уделяется безопасности. Город буквально на ладони – камеры видеонаблюдения развешены повсюду. Беспощадная борьба с автохамами дала плоды – уровень аварийности на городских дорогах сократился в два раза по сравнению с 2017-м годом. Каждый (!) пешеходный переход в городе оборудован пунктом связи с экстренными службами, нестираемой зеброй и фонарем на светоэлементах, который горит круглосуточно.

В мэрии создали специальные отряды быстрого реагирования, выезжающие по сигналу горожан на место происшествия, будь то стихийная свалка мусора, яма на дороге или сломанный лифт. Эффективность работы городской власти теперь налицо. Ежедневно местные интернет-СМИ публикуют сводки о заявках горожан и реакции чиновников.

25 депутатов местной Думы контролируют ситуацию на территории, от которой избраны. Такой подход позволяет не откладывать решение проблем в долгий ящик. Избиратель видит, кто реально работает, а кто протирает штаны. Даже москвичи приезжают перенимать опыт по благоустройству. Ну а ставропольское экономическое чудо уже ставится в пример авторами учебников по экономике города. 

В общем, 250-летие Ставрополь может встречать с высоко поднятой головой. Мы этого достойны!




А вы верите что Ставрополь будет таким?

Tags: Cтаврополь, архитектура, бизнес, жизнь, стройка
Subscribe

Posts from This Journal “Cтаврополь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments