postav (stav26) wrote,
postav
stav26

Как свет проникал на улицы Ставрополя

Оригинал взят у and_stav в Из истории уличного освещения в Ставрополе



Первой ласточкой на пути к электрическому уличному освещению в Ставрополе стала электростанция Павла Петровича Чернова, которая дала ток для освещения нескольких домов по Николаевскому проспекту, Театральной и Вельяминовской улицам. Произошло это событие 14 (26) января 1897 года.

Осуществление проекта Павел Петрович начал в 1896 году. Сначала он приобрел небольшую динамомашину и установил её в доме на Нижнеподгорненской улице, поставил столбы, протянул провода до дома купца К.М.Дьячькова, который проживал в начале Армянской улицы. Первый опыт удался.

И 11 (23) ноября 1896 года Павел Петрович подал прошение: «Покорнейше прошу Городскую Управу разрешить мне продолжить постановку столбов для прокладки проводов электрического освещения от дома г.К.М.Дьячкова до дома наследников Г.П.Стасенкова на Вельяминовской улице» (сегодня – это здание на ул.Дзержинского, 112). Понимая, что «вновь возникшее дело находится теперь только в начале своего развития и вследствие малого количества установок электрического освещения дело это в первые годы не может приносить никакого дохода на затраченный капитал», городская дума не только разрешила П.П.Чернову установить столбы и проложить провода для электрического освещения, но и освободила его на два года от платы в пользу города...



В 1903 году известный купец Г.Т.Иванов принял на себя обязательства по организации освещения электрическом светом помещений Городской Управы. С этого договора, пожалуй, началось квартирное и уличное освещение Ставрополя. Но, как и всякое новшество, оно с трудом пробивало себе дорогу. По контракту, заключенному городской управою с Ивановым, «Лампы накаливания должны давать свет белый и ровный, без перерывов», Но фонари гасли, рвались провода, глох дизельный двигатель.

По городу ходили представители городской управы и фиксировали, где, когда и на какое время погас уличный фонарь. «5 фонарей по Воронцовской не горели 45 минут, 6 – от Александровской до Европейской, по 1 – против домов Филимонова…» За невыполнение условий контракта городская управа начисляла штраф за каждый фонарь, погасшей более чем на пять минут. В итоге Иванова оштрафовали на 124 рубля за «негорение электрических фонарей в указанные в докладе члена Управы С.А.Никитина числа и часы»:



Начавшаяся первая мировая война, затем февральская и октябрьская революции, гражданская война надолго отбросили город в решении проблем по его энергоснабжению.

«Все вспомогательные службы находятся в ужасном состоянии, вышли из строя электронасосы, фильтры, текут водопроводные трубы. Деревянные столбы настолько прогнили, что падали кварталами и приводили в бездействие целые районы города: без света и двигательных сил стоят фабрики и заводы, другие промышленные предприятия и учреждения, лишены водоснабжения и света больницы. Бетонные столбы находятся в полуразрушенном состоянии», - это строчки из документа, который составила после посещения и обследования электростанции специальная комиссия, которую возглавлял инженер-механик Д.Пахомов-Харитонов:



В период с 1922-23 году проходили активные работы по реконструкции всей осветительной сети. Станция заработала, регулярное электроснабжение получили городская больница, вокзал, радиостанция, телеграф, губернский исполком. По вечерам улицы города освещали 200 фонарей. Протяженность городских электролиний составляла тогда 35 километров.
В годы Великой Отечественной войны улицы города не освещались вплоть до 1945 года. Война нанесла большой ущерб городскому коммунальному хозяйству. Была разрешена электросеть как воздушная, так и кабельная, уничтожены многие фонари:



После войны благоустраивается буквально весь город – от исторически сложившегося центра до окраин. Вместе с новыми благоустроенными домами, дорогами и тротуарами появилось и современное уличное освещение. На 1 января 1964 года протяженность улиц Ставрополя равнялась 280 километрам, 257 из которых освещались. А в 1976 году электричество было во всех домах и квартирах жителей Ставрополя. В городе было 8412 электрических светильников. Керосиновые лампы ушли в прошлое:



Лампы накаливания почти без существенных изменений в конструкции служат человечеству и по сей день. Правда, сегодня на улицах города они все чаще уступают место более современным осветительным приборам: люминесцентным, ртутным, ксеноновым. При той же силе света, что и лампы накаливания, они расходую электроэнергии вдвое-втрое меньше.

Пройдитесь по городу и обратите внимание на то, каких только форм фонарей вы не встретите в нашем городе. У памятника А.С.Пушкину они сделаны и установлены по старым чертежам, вдоль лестницы, ведущей на Крепостную горку, сохранена форма каменных столбов, известных еще в девятнадцатом веке. А каких только форм фонарей вы не увидите в нашем городе: шарообразные, шестигранные, восьмигранные. Уличные фонари со столбами из чугуна, камня, железа, призванных освещать городские магистрали стали деталями архитектуры города. Они не только освещают его, они также украшают и то место, где установлены:



…Вы идете по вечернему Ставрополю, и путь вам освещают многочисленные уличные фонари. Посмотрите на них внимательно, полюбуйтесь ими – они украшают наш родной город:



При подготовке поста использованы материалы из книги «Ключи от города», Николай Блохин, Татьяна Блохина, под общей редакцией А.В.Кравченко, 1999 г.

Фото с сайтов https://m.ok.ru/dk?st.cmd=altGroupAlbum&st.groupId=52618448928789&st.albId=54727841677333&_prevCmd=altGroupAlbums&tkn=7978

http://postav.livejournal.com/500167.html


Tags: Cтаврополь, copypost, архитектура, жизнь, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment