stav26 (stav26) wrote,
stav26
stav26

Categories:

Дореволюционный Железноводск



Как и обещал, после вчерашней прогулки по Железноводску, публикую подборку ретро-фотокарточек курорта, плюс кое-что из истории города. Наслаждайтесь просмотром!





Официально история Железноводска начинается в начале XIX века. Врач, общественник и гуманист Федор Гааз в 1810 году обнаружил на склоне горы Железной два минеральных источника. Этот день и стал днем рождения курорта.

Однако известно, что еще раньше близ горы Железной было два кабардинских аула и шотландская колония. В 1802 году в имение Султан-Гиреев, которое находилось у подножия Бештау, из Англии приехали шотландские миссионеры, которые с разрешения русского правительства решили основать колонию для распространения христианства среди горцев. Селение назвали Каррас, по имени абазинского аула, жители которого вымерли во время эпидемии чумы. Иногда колонию называли Шотландкой. Вскоре миссионеры пригласили несколько немецких семейств, рассчитывая на их поддержку в делах миссии. Но «гости» из Вюртемберга и Франкфурта-на-Майне быстро стали хозяевами колонии и владельцами 7 тыс. десятин лучших земель на Пятигорье. Колония Каррас затем вошла в систему Кисловодской кордонной линии, где был учрежден казачий пост:



В конце 1830-х годов у горы Железной частные застройщики формируют первую улицу, которая получила название Курсовая. Любопытно, что именно в Железноводске была создана одна из первых станций омнибусов. На них перевозили не только пассажиров, но и доставляли продукты в ресторацию и почту. В 1850 году по распоряжению командующего Кавказской линией военную слободу горы Железной переименовали в станицу Железноводскую. В станице к тому времени было немногим более трех десятков военных семей:



Архитектурная жемчужина курорта - Пушкинская галерея. Построена в 1903 году:



Интерьер галереи:



В 1850-е годы ученый Баталин составил первое научное описание Кавминвод. В Железноводске он описал 24 источника и объединил их по территориальному и температурному признакам, что облегчило их дальнейшее изучение. Большая заслуга в благоустройстве курорта принадлежит частному предпринимателю Лазарику. В 1857 году он приступил к строительству первого на курорте каменного купального помещения рядом с Барятинским источником. В 1865 году в Железноводске построили первый водопровод:



По инициативе доктора Смирнова близ курорта построили кумысное заведение. Дойный табун лошадей содержался частными лицами на склонах горы Развалки. Кумыс, по рекомендации медиков, употребляли с минеральной горячей водой:





В сезон 1901 года доктором Эльдаровым был разработан проект устройства terrain-curorta - горизонтальных дорожек терраинкурорта для пешеходных прогулок. Строительство завершилось к сезону 1910 года. Обустройством курорта занимались медицинское ученое общество и общество благоустройства Железноводска:



Дворец эмира Бухары построили в 1912 году, позднее здесь располагался госпиталь. Об истории здания я писал здесь:





Островские ванны, внешне напоминающие восточный дворец, построены в 1893 году. Названы ванны в честь мецената Михаила Островского - младшего брата великого драматурга, министра сельского хозяйства Российской империи:



Последнее десятилетие XIX века отмечено большими изменениями в жизни курорта у горы Железной. Рядом с курортом начали укладывать железнодорожное полотно от станции Минеральные Воды до Кисловодска. Проект железной дороги разработал талантливый инженер-путеец Иноземцев (его именем назван крупный курортный поселок в пригороде Железноводска). По мере укладки железнодорожной линии по ней начали ходить поезда с курортной публикой. Между Железноводском и Пятигорском курсировало 15 фаэтонов, которые совершали 4 рейса и перевозили 240 пассажиров:



Архиерейская беседка построена в 1869 году:



Близ Железноводска разбивали виноградники:



С начала первой мировой войны развитие курортов КМВ приостановилось, прекратились работы по проведению новых водопроводов, канализации и трамвайных путей. Продолжалось только строительство частных дач. Союз земств и городов развернул госпитали на 2 тыс. коек. Проводились опыты по лечению больных и раненых в зимний сезон.

В время революции население курорта сократилось до 1,8 тыс. человек. Однако уже в 1920 году Железноводск получил статус города. На базе национализированных пансионатов была организована Всероссийская детская здравница на 2 тыс. мест:



Сам город и парк за прошедшие 100 лет не так уж и сильно изменились - и это прекрасно. Железноводск по-прежнему дарит неповторимое курортное настроение тихого провинциального городка. Приезжайте на отдых, и убедитесь в этом лично.

Рекомендую еще один пост по теме истории городов КМВ: дореволюционный Кисловодск



Tags: Железноводск, КавМинВоды, архитектура, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments